Правила регистрации
Войти
|
Зарегистрироватся
РАЗДЕЛЫ
СТАТЬИ // ПЧЕЛОВОДСТВО В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА

Пчеловодство в разные времена

0
2062

 

Пчёлы в древности.

 Пчёлы и продукты пчеловодства, в первую очередь мёд, а затем и воск интересовали человека с самых древнейших времён. По-видимому, человек всегда старался найти пчёл и воспользоваться их уникальным продуктом. Наиболее раннее свидетельство этому было обнаружено учёными при изучении стоянок древнего человека. В 1919 году в Восточной Испании в горах Валенсии была открыта стоянка в Паучьей пещере вблизи Бикорпа. На стене пещеры сохранился рисунок, изображающий охоту на пчёл. Рисунки в Паучьей пещере датируется 15-20 тысячелетием до н.э.

Свидетельства, относящиеся к более позднему времени найдены при раскопки одной из пирамид в Египте. Находки в этой пирамиде показали, что древние египтяне уже 5 тыс. лет назад в обширных масштабах занимались медосборным промыслом, считавшимся высокодоходным. Египетским фараонам присваивался титул "повелителя пчёл". (Интересный факт. Фараону - самому могущественному человеку государства присваивали титул Повелителя не львов, слонов, орлов или каких-то других могучих животных, а именно пчёл. Вероятно, с одной стороны, это свидетельствовало о важности пчелы, а с другой - люди знали о невозможности приручить пчелу и управлять ею, как они могли управлять любыми животными. Титул Повелитель Слонов позволял бы сравнивать фараона с простым погонщиком)

На первых порах, гнёзда пчёл уничтожались, но позднее человек стал отбирать только мёд. Появились законы, охраняющие пчёл. В сказаниях многих древних народов пчела представлена божественным созданием, как подарок богов. Полагали, что людям свыше велено беречь это насекомое. Наиболее древним свидетельством правовой охраны пчеловодства является положение хеттских законов, изданных Хаммурапи около 1800 года до н.э. По законам Дракона (Др. Греция) было запрещено устраивать пасеки менее чем на 92 метров от существующих. Солон, отменивший законы Дракона, тем не менее издал положение, по которому расстояние между имеющимися и вновь организуемыми пасеками увеличивалось до 275 метров.

Пчеловодство в средние века. 

По старым английским законам воровство пчёл считалось более тяжким преступлением, чем хищение рабов. Согласно Римскому законодательству "природа пчёл дика, а потому, если они привьются на нашем дереве, то до тех пор, пока они не будут помещены в ульи, не могут считаться нашими так же как и птицы, построившие гнезда свои на нашем дереве. Рой, вылетевший из нашего улья, до тех пор считается нашим, пока не скроется из зрения нашего и преследовать его не сделается трудным".

Древние римляне были необычайно высокого мнения о пчёлах и считали, что им недоступно нормировать законами внутреннюю жизнь пчёл. Знаменитый Кодекс гражданского права, изданный Наполеоном, содержал много статей, связанных с пчеловодством. Отмечалось, что в состоянии дикости пчелы не принадлежат никому, а следовательно мёд и воск становятся собственностью первого, кто ими завладеет. Каждый собственник земли имел право завести столько пчёл в ульях, сколько он пожелает, и там, где считает для себя наиболее удобным. За воровство ульев с пчёлами, а также мёда или воска виновного заключали в тюрьму на срок от одного года до пяти лет. Дополнительно налагался штраф в размере от 15 до 500 франков. Кроме того, преступника могли лишить гражданских прав на срок до пяти лет.

Очень строгими были законы об охране пчеловодства в Германии. Они охраняли пчёл даже от их собственников.
* "Кто преднамеренно заберется на чужую пасеку или тайно обворует ее, тот без всякой жалости наказуется виселицей." 
* "Кто извлечет из улья (дупла) собственных или чужих пчёл, тот без всякой жалости придается в руки палачу, который обматывает внутренностями и кишками преступника обокраденное дерево и затем вешает его самого на том же дереве". 
Смертная казнь определялась и за другие нарушения пасечного права. Смертная казнь за порчу бортных деревьев или выломку чужого мёда была установлена и "Литовским статусом".

Пчеловодство на Руси. 

Огромное значение пчёлы имели в жизни древних славян, особенно расселяющихся в северные и северо-западные районы. Особенно широкое развитие в период феодализма получило бортевое пчеловодство. Бортью в Древней Руси называлось естественное, а затем и искусственное дупло, а участки леса, где водились пчёлы, - бортевыми ухожиями.

Первые письменные указания о быте и хозяйстве славян принадлежат арабам, которые побывали у нас гораздо раньше греков. Ибн-Даста не был путешественником, но он добросовестно записал рассказы своих современников, которые побывали в Киеве и других местах Руси. Ибн-Даста в книге "Драгоценных сокровищ" пишет: "Страна славян - страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и уль для пчёл, и мёд пчелиный сберегается. ... Один кувшин заключает в себе 10 кружек его." В своих записках Ибн-Даста не упоминает об охоте славян, хотя русские меха, поступавшие на восточный рынок, ценились там очень высоко. Не упоминаются и другие виды хозяйства и промыслов. Из этого следует, что пчеловодство у славян стояло на одном из важнейших мест по сравнению с другими видами хозяйства, поэтому оно всегда находило отражение в записках иностранных путешественников и купцов в Русь.

Другой причиной упоминания бортничества было, вероятно, действительно массовое занятие им на Руси и обилие пчёл и продуктов пчеловодства по сравнению с другими странами, что в первую очередь и поражало путешественников. Бортничество заключалось не только в том, чтобы найти дупло с пчёлами и взять мёд. Это было действительно хозяйство, имевшее под собой земельно-правовую основу. Во времена дофеодальной Руси хозяйственно-социальной единицей было "дворище", объединявшее несколько близкородственных семей. Каждое дворище имело свое землевладение. Дошли некоторые документы, отражающие устройство дворища. Оно всегда было "... с полями, сеножатьми, и с лесы и боры, и с деревом бортным, с реками и озеры, и с гати и езы, и с ловы рыбными и пташими". Каждая семья обязательно имела участок с бортевыми деревьями - бортевые ухожия. Пространства некоторых ухожий тянулись на десятки верст. То, что именно бортничество являлось главной хозяйственной деятельностью, доказывает и фраза писцовой книги: "Изстари к тем ухожиям потягли другие угодья". О важности бортевых ухожий в экономике семьи и всего государства говорит тот факт, что ещё в XII веке существовал специальный медовый налог, который взимался только мёдом и ни в коем случае не мог заменяться ни деньгами, ни другими продуктами. Мёд служил важным источником поступления иностранных товаров в страну. Купцы довозили его до Греции и Египта. В бортевых ухожиях выделялись три группы деревьев:



* Дельные с пчёлами. Дуплистые деревья, в которых уже жили пчёлы.  
* Дельные без пчёл. Дуплистые, но ещё не заселённые.  
* Холостцы.  Деревья, достигшие определенных размеров, в которых   можно было долбить дупло.   

Таким образом, бортники не только пользовались готовыми дуплами, но и готовили их специально. Видимо этим объясняется поражавшее воображение иностранных путешественников обилие диких пчел у славян. Бортевые ухожия являлись важной частью крестьянского хозяйства вплоть до XVII века, когда стали появляться пасеки. Бортевые ухожия выполняли ещё одну важную роль - они были своеобразными заказниками, где сохранялся весь природный комплекс.

В настоящее время диких пчёл в дупле можно встретить очень редко. Даже в государственных заказниках и заповедниках их численность не возрастает, а сокращается. Это связано с санитарными рубками, во время которых в первую очередь вырубаются дуплистые деревья, которые могли бы дать убежище пчёлам. Со времён Киевской Руси и образования Московского государства мёд и воск играли огромную роль в экономике народа и являлись важнейшими продуктами внутренней и внешней торговли. Бортничество становится специальным промыслом многих людей, даже появляется промысловое сословие бортников.

В Сборнике законов Киевской Руси "Русской правде" Ярослава Мудрого бортничеству были посвящены отдельные статьи. С нарушителей закона взимался большой штраф. За уничтожение княжеской борти бралось три гривны штрафа, а крестьянской - две гривны. Три гривны в то время стоила одна лошадь и девять овец; плата должнику, поступившему к заимодавцу для расплаты личным трудом, составляла всего полгривны в год. За нарушение бортной межи брали штраф в 12 гривен. Основы охраны бортного пчеловодства изложены так же в Новгородской летописи (1016 г,) и в Псковской Судной Грамоте (1397). Аналогичные статьи были и в "Московском Судебнике" (1550) Ивана Грозного, и в "Уложении" (1649) Алексея Михайловича. При Федоре Алексеевиче была произведена первая перепись бортей в казенных лесах.

Период с X до начала XVII века характеризуется расцветом бортничества на Руси. Постепенно с ростом населения и развитием сельского хозяйства и промышленности начали вырубаться леса, и возникла необходимость охраны бортей. Бортники стали выпиливать из деревьев дупла с пчёлами и переносить их поближе к дому на специально расчищенный от леса (просеченный) участок, который назывался пасекой. Постепенно люди научились сами изготовлять жилище для пчел - колоды и дуплянки. Из толстого кряжа не менее 0.7 метра в диаметре и длиной до 1.5 метров выдалбливали внутреннюю часть дерева. Боковое отверстие закрывалось должеей с летковыми отверстиями. Сверху дупла для крепления сотов устанавливали "кресты" и закрывали верхней должеей и берестой. Колоды устанавливали на землю вертикально (стояки) или горизонтально (лежаки).

В старинной рукописи, датированной 1525 годом Павел Иовий Новокомский - знаменитый историк того времени писал "... в московской земле самая верная жатва получается от воску и мёду. Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчёлами, которые изготовляют превосходный мед. ... по лесам и весьма густым рощам можно неоднократно видеть многотысячные рои висящих на ветках деревьев пчёл. Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревах, и старый мёд, покинутый пчёлами ... в удивительной толщине древесных пней находят иногда превеликие озера мёду".

До появления сахара мёд был единственным сладким продуктом для человека. Воск широко применялся в домашнем хозяйстве для освещения и совершения религиозных обрядов (особенно после принятия христианства). Пчеловодством в это время занимались почти все крестьяне. Так, по сообщению А.С. Дембовецкого, в начале XVII века редкий крестьянин Могилевской губернии не получал от 2 до 5 пудов сотового мёда. По отчёту инвентарного комитета и инвентарей помещичьих имений в 1846 году в Минской губернии насчитывалось 117 тыс. ульев, в том числе у помещичьих крестьян 80320, а у казенных - 12400 ульев. На крестьянский двор приходилось более одного улья, а в Мозырском и Бобруйском уездах - более двух ульев. С колоды получали 10-12 фунтов, а с отдельных до 1.5 пудов меда. Мед продавали по 3-5 рублей серебром за пуд, воск - 12-20 рублей. Осмотры пчёл проводили два раза в год: первый - непременно в день Благовещенья (25 марта/ 7 апреля), этот осмотр назывался веснованием. Подрезались излишки меда. Второй осмотр в конце сентября - подглядыванье или подбиранье - проводили основной сбор мёда.

источник : www.pchelovodstvo.ru
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
- Основные правила работы с пчелами
- Технология получения рыбы. Интенсивный метод
- Кормление рыбы
- Анатомо-физиологические основы экстерьера и конституции лошадей
- Выращивание жеребят
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ НЕОБХОДИМО АВТОРИЗОВАТЬСЯ
Закрыть